Клининговые услуги в России

В настоящее время отечественный рынок клининговых услуг пребывает в активной фазе, как восстановления, так и формирования. Клининг с успехом взаимодействует, а также органично входит в состав всех структур российской экономики. Мировая практика показала, что по числу занятых работников эта сфера является одной из крупнейших. На непрофессиональной и профессиональной основе в данной области в России работают несколько миллионов человек.

К основным потребителям услуг клининговых компаний относятся: торговые, развлекательные и офисные центры, медицинские учреждения, транспорт, банки, учебные заведения, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, объекты социальной сферы и структуры ЖКХ, владельцы квартир и домов, дорожная сеть, территории различных населенных пунктов, скверы, парки и пр.

Данный сектор до 1990-х годов был профессионально ограничен предоставлением, исключительно, бытовых услуг. С середины же 1990-х начали создаваться в Москве первые специализированные предприятия, которые оказывали клининговые услуги для предприятий и организаций. При этом наряду с формированием различных уборочных подразделений наблюдалось и создание собственных структур, торгующих специализированным технологическим оборудованием и материалами и занимающихся обучением персонала. Индустрия клининга за почти двадцать лет успела превратиться в высокотехнологичную сферу деятельности, которая включает в себя разработку и внедрение инновационных технологий и передовой организации труда, сложного современного оборудования, развитие предприятий, специализирующихся на изготовлении новых биологических и химических препаратов и пр.

В России данный вид услуг не достиг пока международного уровня и по регионам представлен неравномерно. По объему предоставления различных клининговых услуг доминирующее положение занимают: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Красноярск, Калининградская и Московская области, а также Республика Татарстан. В вышеперечисленных городах и регионах сосредоточен максимальный потенциал нежилых и жилых помещений, уборка которых требует профессионального подхода.

Динамика роста рынка до всемирного экономического кризиса ежегодно составляла до тридцати-сорока процентов. Россию в этот период участники крупнейших специализированных клининговых выставок, проводившихся в Европе, называли «рынком будущего». Но по мере наступления кризиса общая картина изменилась: к примеру, в 2009 рынок не вырос, а даже сократился по отдельным оценкам. Однако уже в 2011 большинством экспертов был отмечен темп его увеличения, приблизительно, на двадцать процентов.